Данная статья является обзорной, чтобы дать общее представление о вопросе, ввести в курс и развеять некоторые мифы, коими уже окружен сей предмет. Данные получены в результате моего личного общения с изобретателем.

Если коротко, то это асинхронный двигатель, но в нем более оптимально расположены обмотки. Все началось с перемотки существующих асинхронников на так называемую «славянку» — автор все тот же Дуюнов Дмитрий Александрович, российский предприниматель и изобретатель.

getImage

Сама по себе «Славянка» является неким гибридом, часть обмоток соединена «звездой», часть «треугольником» и в итоге двигатель начинает выигрывать по массогабаритным характеристикам, уменьшаются его пусковые токи, повышается реальный КПД (ведь мотор работает не в идеальных условиях, а на разных режимах), уменьшается нагрев, снимается сглаз, порча, устраняется отечность слизистой и повышается потенция)))

Короче — сама по себе «Славянка» уже является очень мощным изобретением и есть уже целые сообщества фанатов данного вида намотки, есть намотчики, которые хоть их убей, не будут перематывать мотор иначе как «Славянкой», получены хорошие результаты на электромобилях и прочее. Только пожалуйста, не верьте, что получены какие-то сверхскандальные результаты, типа того, что 5кВт мотор стал работать как 20кВт, это все гиперболы народных сказителей. Дело в том, что номинал и максимальные характеристики реальных электромоторов — это совершенно разные цифры, и вполне возможно заставить 5 кВт мотор в пике выдать 20 кВт мощности, но опять таки — с доброй молитвой и последующим покаянием))) Мощность промышленно выпускаемых асинхронников приведена для оборотов 2800/мин, а как известно, механическая мощность рассчитывается по формуле:

m6

  • где – угловая частота, рад/с,
  • M — момент,

с ростом оборотов растет и мощность, развиваемая двигателем.

Но повторюсь, метод намотки «Славянка» значительно улучшает характеристику мотора. В частности, моментная кривая становится более выгодной, отсутствуют характерные для традиционного мотора провалы. Если бы все моторы мира одновременно каким-то чудом стали бы намотаны «Славянкой», то дети Африки резко бы перестали голодать, а беженцы вернулись бы в Сирию, став бородатыми женщинами, начитавшись правильных европейских брошюр для детей о том, как это толерантно и здорово, когда дядя живет с другим дядей))) Ладно, шутки в сторону.

Но «Славянка» — это решение для оптимизации существующих конструкторских решений, и Дмитрий Александрович, имея воистину наполеоновские планы, решил идти дальше, разработав уже полностью собственный мотор. Таким образом и появилось на свет знаменитое мотор-колесо Дуюнова.

getImage (1)

И отныне фамилия Дуюнов ассоциируется именно с термином «мотор-колесо». Почему именно мотор-колесо? Дело в том, что данный формат позволяет установить мотор на велосипед, а в перспективе и электроскутер/мотоцикл и максимально быстро показать его конкурентные преимущества перед существующими решениями:

  • отсутствие неодимовых магнитов в конструкции — ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ снижение стоимости, отсутствие торможения при свободном выбеге;
  • превосходящия существующие образцы удельная мощность на единицу веса. В частности, демонстрируемый на выставке образец развивает до 20 кВт, что пипец как много для такого небольшого колеса;
  • более лучшие, чем у китайских аналогов, разгонные характеристики, то есть динамика транспортного средства;
  • повышенная экономичность мотора — бОльший пробег на 1кВтч емкости батареи.

Все эти факторы позволяют в обозримом будущем определить формат  развития электротранспорта будущего.

Попутно следует отметить, что на момент моего визита в КБ Дуюнова для питания и управления электромотором использовались готовые решения (3-х фазный инвертор и контроллер), но параллельно велась работа над разработкой своего собственного инвертора, который легче и эффективнее.

Сразу следует отметить:

Формат мотор-колеса не есть догма!

Это следует оговорить сразу поскольку люди воспринимают изобретение именно в данном форм-факторе. В сети начинаются жаркие дебаты на предмет неподрессоренной массы.

Во-первых, это первое и самое выгодное решение для максимально быстрого и массового внедрения, уже есть огромная армия велосипедистов, жаждущих купить такое колесо.

Во-вторых, у самого Дуюнова от набившей оскомину фразы «большая неподрессоренная масса» начинаются колики, изжога и начинает дергаться левый глаз. Дело в том, что все эти параметры необходимо учитывать в комплексе, проводить необходимые расчеты. Вполне вероятно, что при каких-то параметрах можно найти решение, аналогичное, например балке заднего моста с редуктором — а сколько весит такая неподресоренная балка?

Важно отметить, что на данный момент мотор-колеса уже освоены промышленностью, есть предприятия, активно их выпускающие (для любого транспорта), и никакая неподрессоренная масса не становится помехой их процветанию, а цены там ппц.

Так вот, решения Дуюнова позволят делать мотор-колеса легче, эффективнее и дешевле существующих.

Но дело не в мотор-колесах. Сама формула изобретения — это конструкция мотора, а не его форм-фактор. Мотор Дуюнова может быть любым, хоть для башенного крана, хоть для ручной дрели, и его КБ уже занимается разработками моторов для разных Заказчиков.

Для эффективных расчетов был приобретен невье…чески дорогой кластер вычислительного оборудования, а проще говоря — суперкомпьютер, ибо использовать чужие мощности Дуюнов не захотел. Кстати, на том этапе он еще искал инвестиции для стартапа и был готов поделиться правами на изобретение, сейчас — только разработка конкретного образца и технической документации на него + права на выпуск продукции с выплатой авторских отчислений.

На этом ознакомительную статью считаю законченной,

спасибо за внимание!

Довольно грамотный репортаж