Вадим Петрович Гончар, к.т.н.. химик.
Область интересов — Энергонива, ХЯС
Плазменный электролиз #ХЯС #LENR
Среди множества методов генерации плазменных образований, приводящих к возникновению трансмутации или других ХЯС-эффектов, плазменный электролиз видится нам наиболее удобным для репликации и проведения масштабных распределённых исследований, а также для приобретения первичных навыков работы с плазмой. К положительным сторонам работы именно с плазменным электролизом следует отнести простоту и дешевизну комплектующих для сборки экспериментальной установки, низкое энергопотребление, отсутствие мощных импульсных электрического и магнитного полей. Это позволяет широкому кругу энтузиастов собирать экспериментальные установки и работать с ними, не создавая особых неудобств (в виде электромагнитных помех, грохота разрядов и периодически выбиваемых пробок) для окружающих.
Кроме того, плазменный электролиз, как относительно маломощный источник плазмы, позволяет работать со статичными, непроточными ячейками, ограничиваясь только внешним охлаждением в водяной (или ледовой) бане. Отсутствие необходимости в сложной системе циркуляционного охлаждения не только существенно упрощает и удешевляет экспериментальную установку, но также позволяет избежать привнесения загрязнений, неизбежных в иных случаях.
Принципиальная электрическая схема простейшей экспериментальной ячейки приведена на рисунке 1. В качестве балластного сопротивления R1 целесообразно использовать электрочайник на 1,5…2кВт. Это не только сбережёт проводку в доме, но и позволит во время опытов освежаться ароматным чаем. Tr1 – это ЛАТР-2,5 -наиболее распространённая модель лабораторного автотрансформатора. D1 – выпрямительный мост с максимальным током 50А, желательно на радиаторе. С1 – сглаживающий конденсатор, желательно бумажный или другой, не чувствительный к импульсной нагрузке, ёмкостью 50…100мкФ.
В качестве собственно ячейки целесообразно использовать пластиковую ёмкость объемом 1…2 л. Стекло я не рекомендую по причине возможного разбития, металл будет корродировать, да и опасность непредусмотренного замыкания токоведущих частей резко возрастает.
Рабочий электролит – раствор соды в воде. Если подход серьёзный, и осадок планируется изучать, то вода должна быть дистиллированной, а сода (в таком случае её уже следует называть «карбонат натрия») должна иметь квалитет чистоты не ниже «чда».
Основное слабое место плазменного электролиза – быстрый нецелевой износ плазмирующего электрода (это тот электрод, площадь которого на несколько порядков меньше второго (обычно 10…20 мм2), и на котором зажигается «плазменная рубашка»). В случае плазмирующего анода это легко объяснимо – плазма из атомарного кислорода съедает даже платину. Но плазмирующий катод тоже быстро изнашивается. Мы полагаем, причина здесь в образовании летучих гидридов металлов.
В любом случае, наилучшим из доступных материалов для плазмирующего электрода является вольфрам. Второй электрод может быть либо графитовым (если это анод), либо из любого металла – если это катод.
На установке, аналогичной описанной выше, нами была проведена серия экспериментов по установлению факта трансмутации в таких мягких условиях. Сегодня мы расскажем об эксперименте с плазменным вольфрамовым катодом и графитовым анодом.
В качестве катода был использован вольфрамовый пруток диаметром 2 мм. Анодом служил тигель из химически-чистого графита. Эксперимент проводили в двух растворах карбоната натрия: 0,3М и 1М. В ходе эксперимента напряжение на ячейке плавно повышали ЛАТРом с 0 до 200 В для установления стабильной плазменной рубашки Ток при этом достигал 7А для 0,3М раствора и 10А для 1М раствора. По мере развития плазменной рубашки, ток падал, и достигал минимума при формировании псевдо-дугового разряда (о формах и стадиях плазменного катода мы, я надеюсь, ещё поговорим). Так как такая форма разряда приводит к быстрому выгоранию катода, после её достижения ячейка выключалась, электролит заменялся свежим и процесс повторялся. Осадок отделялся от обработанного электролита после каждой экспозиции фильтрованием на бумажном обеззоленом фильтре «белая лента». После наработки достаточного для анализа количества порошка катод был дополнительно освобождён от возможных отложений путем обработки в том же электролите переменным током. Полученный осадок отфильтрован на том же фильтре.
Итак, в ходе эксперимента были получены две пробы осадка. Сразу после осаждения осадок, полученный в 0,3М электролите, был чёрного цвета. Осадок из более концентрированного электролита, напротив, был светло-голубого цвета, почти белым. Этот признак и был положен в основу маркировки образцов.
После промывки дистиллированной водой, фильтры с образцами были кальцинированы до полного выгорания органической части. Масса полученных порошков составила 23 мг («чёрный» образец) и 19 мг («белый» образец) соответственно. Как видно, количество осадка крайне мало. Это является вторым существенным недостатком плазменного электролиза, так как требует от экспериментатора очень большой аккуратности в работе с образцами во избежание их потери или загрязнения. Но, тем не менее, это количество вполне достаточно для проведения анализа современными физико-химическими методами. Результаты такого анализа приведены на рисунках 2 и 3.
Итак, результаты анализа вполне однозначно свидетельствуют о протекании процессов трансмутации при плазменном электролизе. В обеих случаях наработано значимое количество кремния, фосфора и серы. Эти элементы совершенно однозначно отсутствуют в вольфраме. В то же время, именно эти элементы, наряду с железом, наиболее часто упоминаются в качестве продуктов трансмутации. Кстати, железа в наших опытах обычно получается очень мало, в отличие от результатов, публикуемых другими исследователями. Также обращает на себя внимание высокое содержание кальция (13%) в образце «чёрный» и лантана (почти 11%) в образце «белый». Особо следует отметить, что практически все элементы, обнаруженные в осадке, находятся выше-левее вольфрама в периодической таблице элементов Д.И. Менделеева, что означает, что в ходе плазменного электролиза наиболее часто реализуются «распадные» каналы трансмутации. Единственным исключением является висмут в образце «чёрный». Следует подчеркнуть, что висмут, наряду со свинцом, наиболее часто встречающиеся представители «синтезных» каналов трансмутации в экспериментах с плазменным электролизом, независимо от условий проведения опытов.