Данная статья посвящена эффекту «плацебо», а также фактам «небольшого» мошенничества со сторон продацов различных систем экономии топлива на автомобиль. Также разберем, как же нам определить, есть ли позитивный эффект от установленного дополнительного оборудования.
Итак, многие продавцы девайсов — экономайзеров для авто предписывают покупателю попутно с вожделенным электролизером/водопрыском/…… установить дополнительную систему или приспособление — корректор, которая призвана «скорректировать показания лямбда-зонда». Причем зачастую покупатель узнает эту «маленькую тонкость» уже совершив покупку (ему сообщают об этом «вдогонку», либо в инструкции), то есть выясняется, что на процедуре монтажа девайса «приключения Винтика и Шпунтика» не заканчиваются! Весьма вероятно, что будь покупатель от этой «мелочи» предупрежден заранее, он бы отказался от покупки.
По сути, корректор этот выполняет функцию дефорсирования мотора, искажая сигнал от вышеуказанного датчика в «нужную» сторону, что и приводит к вожделенной «экономии». Также есть более продвинутые системы, подменяющие в памяти самого ECU так назваемые «топливные карты». Счастливый водитель видит снижение расхода, а потерю динамики он не замечает. Так уж устроен человек, он видит то, что хочет видеть, на чем его внимание сконцентрировано в данный момент.
Все это пошло от утверждения/поверия, что газ ННО, подаваемый в мотор, вызывает повышенное содержание кислорода в выхлопе, что и фиксирует датчик содержания кислорода — лямбда-зонд. Но позвольте, повышенное содержание кислорода сигнализирует о забедненной смеси (то есть все топливо окислилось, а кислорода осталось сверх нормы — так называемого стехиометрического соотношения). С учетом того, что газ ННО, воспламеняясь, способствует лучшему и более полному сгоранию всех фракций топлива, а также то, что он сам полностью сгорает, образуя водяной пар, откуда взяться лишнему кислороду? Логично предположить, что кислорода, наоборот, останется меньше, и ЭБУ двигателя скорректирует подачу топлива в меньшую сторону. Более правдоподобно выглядит, что повесив в качестве дополнительной нагрузки на бортовую сеть электролизер, автомобилист, естественно, получает рост расхода, что продавцы и пытаются незатейливо скрыть различными обманками-забеднителями. Откуда «лишний кислород» должен появляться при подаче воды в двигатель, остается только гадать.
Вообще, попытка получения экономии манипуляцией с ЭБУ двигателя — путь неграмотный и нелогичный. Экономия, если есть, будет возникать автоматически, и сейчас я поясню, почему. Улучшая каким-либо образом работу мотора, повышая его кпд, вы тем самым добиватесь того, что он делает бОльшую механическую работу при тех же затратах, или такую же работу, но при меньших затратах. К примеру, если вы облегчите атомобиль, или сделаете его более обтекаемым, или зальете в него более качественное топливо, или проведете капремонт мотора, или подкачаете шины до нормы, затраты топлива снизятся автоматически — без каких-либо вмешательств в систему управления двигателем. Подавая в воздушный тракт дополнительный горючий газ, или оптимизатор горения, и пр., вы добавляете мощности мотору, и как следствие, для достижения той же крейсерской скорости требуется меньшее число об/мин или ECU сокращает время открытия топливных форсунок. ВСЕ! То есть честный продавец не должен ставить условием получения экономии установок систем забеднения!
Итак, первый вывод — если система действительно улучшает работу ДВС, повышая его КПД, то вы автоматически получите экономию без всяких дополнительных систем занижения расхода. ИМЕННО ТАК и будет утверждать честный продавец или изготовитель. Многие пишут — «эффект экономии проявляется не меньше чем через 1000 км пробега», «обнуление бортового компьютера обязательно» — это может иметь небольшой смысл, но прибавку мощности Вы должны получить незамедлительно! И никаким лямда-зондом нельзя оправдать возросший расход топлива.
Второй вывод — если Вы стали жертвой данной пропаганды и у Вас стоит такая система коррекции расхода, проверить просто — ту же самую «экономию» Вы будете получать и не включая дополнительное оборудование, только за счет «задушенного» «корректором» мотора. Если уж Вы продолжаете пенять на пресловутый лямда-зонд, то отключите его совсем и проверьте динамику/расход с девайсом/без девайса. У ECU есть аварийный режим, и он будет работать без учета данных от ктслородного датчика.
Третий вывод — верный признак повышения экономичности двигателя — это зафиксированные инструментально максимальные характеристики — время разгона до 100 км/ч в секундах, максимальная скорость, моментная характеристика мотора (такую можно снять на специальном динамическом стенде, удовольствие стоит денег, зато результат максимально достоверный).
Ну и наконец, несправедливо было бы обойти вниманием особую (но весьма распространенную категорию) пользователей — плацебистов, которые, установив на свой автомобиль то или иное устройство, резко меняют свой стиль вождения, пользуются накатом, избегают перегазовок (практически дышат на педаль акселератора), переключают передачи внатяг, при этом с маниакальной настойчивостью отслеживая показания бортового компьютера или расходы на топливо, отлавливая самые крохотные «улучшения». При этом зачастую чисто подсознательно человек начинает совершать больше дальних поездок, чтобы показания среднего расхода приятно снизились.
Конечно, найдутся те, которые, прочитав все это, скажут: «я читал там-то и там-то, что то-то и то-то», «у моего знакомого по переписке», «у моих благодарных клиентов», «всем известно, что…» и прочие потоки неподтвержденной бла-бла-бы.
На это я таким читателям отвечу одно:
кушайте и дальше ваше ПЛАЦЕБО и радуйтесь!
Но к науке и технике это никого отношения не имеет, а больше из области психологии и медицины.